Часто задаваемые вопросы

84d25faafcdcd4e37ce39bdd47175fbc.jpgВ данном разделе приведены ответы на наиболее часто поступающие вопросы граждан, касающиеся деятельности органов внутренних дел, разъяснения норм действующего законодательства, а также о правильных действиях в тех или иных непростых жизненных ситуациях.

Каков порядок и основания оказания бесплатной юридической помощи?

Основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения, устанавливаются Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, например, Закон Санкт-Петербурга от 11.10.2012 № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге» регулирует отношения, связанные с оказанием бесплатной квалифицированной юридической помощи в городе Санкт-Петербурге в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также устанавливает дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

На территории Ленинградской области дополнительные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной юридической помощи устанавливает Областной закон Ленинградской области от 18.04.2012 № 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области».

Однако право на получение бесплатной юридической помощи имеет далеко не каждый, а только лица, относящиеся к одной из следующих категорий:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); 7) в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

 

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Возможность получения квалифицированной юридической помощи бесплатно также распространяется на уголовное производство. Основание для этого предусмотрено в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. В частности, ст. 16 УПК РФ закрепляет право подозреваемого и обвиняемого на защиту, в том числе на бесплатного защитника (ч. 4 ст. 16). В ст. 50 УПК РФ устанавливается, что по просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, являются также федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

При этом для лиц осуществляющих бесплатную юридическую помощь, установлено квалификационное требование - наличие высшего юридического образования, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Также, бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Таким образом, в России законодательно установлена возможность получения срочной юридической помощи гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Понимание государством необходимости оказания юридической помощи людям, по тем или иным причинам оказавшимся в тяжелых и неблагоприятных жизненных условиях, чрезвычайно важно само по себе. Несмотря на то, что институт бесплатной юридической помощи в нашей стране еще достаточно молод, он уже сейчас является неотъемлемой частью законодательной системы и занимает весьма обширную часть правового поля.

Какими  правами и обязанностями обладает сотрудник полиции при осуществлении доставления граждан? 

Полиция  предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного  порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[1] предоставляет сотрудникам ОВД право применять в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей различные меры государственного принуждения. Одна из таких мер - доставление граждан в полицию или в другое место. Необходимость использования государственного принуждения в правоохранительной деятельности обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что отношения в этой сфере нередко связаны с ограничением в той или иной степени прав и свобод человека и гражданина. Аналогичное содержание законодатель вложил в понятие доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.2 КоАП РФ, а также как меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, о которой идет речь в ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.5 Закона о полиции (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение,...). Принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия. Пункт 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований.

Первое правовое основание - для решения вопроса о задержании гражданина. Речь идет о весьма распространенной практике, когда граждане доставляются в полицию наиболее многочисленной категорией сотрудников полиции, имеющих право самостоятельно принимать решение о применении лишь административного, но не уголовно-процессуального и других видов задержания. Сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, в обязательном порядке должен располагать какими-либо фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении преступления, либо административного правонарушения, и т. д., т. е. в том, что гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1 - 13 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции». Доставление граждан для решения вопроса об их задержании допускается Законом только «при невозможности решения данного вопроса на месте», данная формулировка обязывает сотрудника полиции принять все возможные меры на месте  к урегулированию ситуации, требующей полицейского реагирования, без доставления гражданина в полицию.

Второе правовое основание доставления - для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О полиции» не требует в обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам. Тем не менее, если имеется такая возможность, сотрудник полиции должен ее использовать с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Третье правовое основание доставления - для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом. Источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом. Следует подчеркнуть, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих.

Четвертое основание доставления граждан в полицию – «другие» случаи, предусмотренные Законодательством, причем не только Федеральным законом
«О полиции» (например, п. 14 и 15 ч. 1 ст. 13), но и иными законодательными актами.

Сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, при обращении к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о выявленных ими административных правонарушениях, они имеют право доставлять граждан в полицию в связи с совершением любого административного правонарушения. Здесь также необходимо говорить о возможном доставлении граждан в определенные места при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, наводнение, взрывы и т. п.), но они не желают оставлять свое место жительства по различным причинам (боязнь мародерства и т. п.), когда имеется реальная угроза их жизни и здоровью.

Пункты 14 и 15 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции также дают основания для доставления определенной категории граждан (находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке в медицинские организации,...; несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В качестве другого примера можно привести п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», допускающий на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции применение сотрудниками полиции таких мер, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности.

Отдельные вопросы доставления граждан регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 268 Устава патрульно-постовой службы полиции утвержденный приказом МВД России от 29.01.2008 доставление граждан в полицию производится на специальном служебном транспорте, а при его отсутствии - на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам (необходимо отметить, что п. 37 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции такого основания использования транспортных средств организаций и граждан, как доставление в полицию граждан, не предусматривает, и, следовательно, для использования указанного транспорта в целях доставления граждан сотрудники полиции должны получить на это согласие его владельцев).

Сотрудник органов внутренних дел при доставлении лица должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки с его стороны предпринять меры для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы доставляемый не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения.

Полицейская практика настоятельно требует, чтобы все доставляемые сотрудниками полиции (в особенности на служебном транспорте) лица и находящиеся при них вещи подвергались тщательному досмотру. Вместе с тем Закон позволяет поступать подобным образом только в отношении «задержанных»  лиц. Доставляемых в полицию граждан можно досматривать исключительно при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

Срок доставления гражданина в служебное помещение полиции Законом не определен, вместе с тем ч.2 ст. 27.2 КоАП предусматривает, что доставление производится в возможно короткий срок.

В соответствии с п. 4 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденный приказом МВД России от 30.04.2012 приказом МВД РФ № 389  оперативный дежурный незамедлительно выясняет обстоятельства факта задержания и доставления. Данное выяснение должно происходить в специальном помещении. На оперативного дежурного возлагается обеспечение условий, исключающих угрозу жизни и здоровью доставленного. По результатам выяснения обстоятельств факта доставления оперативным дежурным принимается решение в соответствии с п. 5 Наставления.

Используя предоставленное полномочие о принудительном препровождении граждан, сотрудник должен действовать в строгом соответствии с требованиями закона и нормативных правовых актов.



[1] Далее – «Федеральный закон «О полиции» или Закон».

Актуальные вопросы граждан, столкнувшихся с противоправными действиями коллекторов

Вопрос: Куда я могу обратиться с жалобой на коллекторское агентство, поскольку я не согласен с передачей микрофинансовой организацией долга коллекторам?

Ответ: По данному вопросу Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор (федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Вопрос: Куда я могу обратиться с жалобой на коллекторское агентство, поскольку коллекторы угрожают мне и моим близким?

Ответ: По данным фактам Вы можете обратиться с заявлением в правоохранительные органы Российской Федерации.

Вопрос: Куда я могу обратиться с жалобой на коллекторское агентство, поскольку коллекторское агентство своими действиями нарушило Закон о персональных данных?

Ответ: По данному вопросу Вы можете обратиться в Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).

Вопрос: Куда я могу обратиться с жалобой на коллектроское агентство?

Ответ: Вы можете обратиться в Службу судебных приставов России. Более подробную информацию о порядке подачи жалобы Вы можете получить на сайте ФССП России в сети Интернет по адресу: www.fssprus.ru

Хочу стать народным дружинником, куда обратиться?

Сведения о руководстве и местонахождении добровольных народных дружин Санкт-Петербурга и Ленинградской области, внесенных в региональные реестры по состоянию на 15.03.2017 г. размещены здесь.

Где в Петербурге установлены терминалы экстренной связи "гражданин-полиция"?

Для эффективной системы контроля за оперативной обстановкой на улицах и в других общественных местах, снижения уровня преступности и обеспечения безопасности населения на улицах Санкт-Петербурга установлено более 3400 камер видеонаблюдения и 114 терминалов системы экстренной связи «гражданин-полиция» с выводом информации в Санкт-Петербургский городской мониторинговый центр.

Система экстренной связи «гражданин-полиция» представляет собой комплекс оборудования и программного обеспечения, которые позволяют принимать обращения граждан и предназначена для приема от населения сообщений о событиях криминального характера, нарушениях общественного порядка, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Данные устройства экстренной связи оборудованы встроенной телевизионной камерой с целью визуального наблюдения за развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением.

Терминалы системы экстренной связи «гражданин-полиция», позволяющие принимать обращения граждан, установлены в Санкт-Петербурге по следующим адресам:

Адмиралтейский район – 2 устройства: ул.Декабристов, 36; Московский пр., 2/6.

Василеостровский район – 10 устройств: ул.Беринга, 32/2; ул.Беринга, 38; ул.Детская, 17/1; ул.Детская, 34; Менделеевская линия, 2/4; ул.Репина, 41; Среднегаванский пр., 3; Средний пр. В.О., 65; Тучков пер., 5; Шкиперский проток, 5.

Кировский район – 15 устройств: ул. Автовская, 2, ул.Генерала Симоняка, 9; Дачный пр., 29-4; ул.Кронштадтская, 13; бул.Новаторов, 112; бул.Новаторов, 77; пр.Стачек, 2; пр.Стачек, 4; пр.Стачек, 66; пр.Стачек, 92; пр.Стачек, 94; пр.Стачек, 99; Дачный пр., 19-1; Дачный пр., 19-1; пр.Маршала Жукова, 26/16.

Красносельский район – 31 устройство: пр.Ветеранов, 121; пр.Ветеранов, 153; ул.Десантников, 24; ул.Добровольцев, 58; ул.Зорге, 6-2; ул.Котина, 2-1; ул.Котина, 7-1; ул.Кузнецова, 30/9; пр.Маршала Жукова, 33-2; пр.Маршала Жукова, 35-1; пр.Маршала Жукова, 37-2; Ленинский пр., 100-2; Ленинский пр., 92-1; пр.Маршала Захарова, 18-1; пр.Маршала Захарова, 20; пр.Маршала Захарова, 21; пр.Маршала Захарова, 29-2; пр.Маршала Захарова, 34; пр.Маршала Захарова, 56-А; ул.Партизана Германа, 14/117; ул.Партизана Германа, 22; ул.Партизана Германа, 5; Петергофское шоссе, 3-1; ул.Пионерстроя, 4; ул.Пограничника Гарькавого, 14-2; ул.Пограничника Гарькавого, 28-1; ул.Пограничника Гарькавого, 36-1; ул.Тамбасова, 32; ул.Тамбасова, 4-1; ул.Чекистов, 28; пр.Маршала Казакова, 38-1.

Кронштадтский район – 9 устройств: Кронштадтское шоссе, 8; Манежный пер., 2; ул.Ленина, 8; ул.Ленина, 13; Петровская ул., 16; Пролетарская ул., 17; Советская ул., 1; Советская ул., 35; ул.Станюкевича, 6.

Петроградский район – 17 устройств: Александровский парк, 7; Австрийская пл.; перекресток ул.Куйбышева и ул.Чапаева; перекресток ул.Блохина и Мытнинского пер.; перекресток Малого пр. и ул.Рыбацкой; перекресток Большого пр. и ул.Шамшева; перекресток Большого пр. и ул.Пионерская; Съезжинская ул., 29; Каменноостровский пр., 53/22; перекресток Малого пр. и ул.Красного Курсанта; перекресток ул.Куйбышева и ул.Мичуринская; Мытнинская наб., 7/5; перекресток Кронверкского пр. и Саблинской ул.; перекресток Большого пр. и ул.Ленина; Каменноостровский пр., 4; ЦПКиО-Елагин остров, кафе «Остров».

Невский район – 5 устройств: ул.Бабушкина, 50; ул.Бабушкина, 42; Шлиссельбургский пр., 10; Шлиссельбургский пр., 17-2; Шлиссельбургский пр., 14.

Пушкинский район – 6 устройств: Железнодорожная ул., 22; Красносельское шоссе, 21; Лицейский пер., 5; Привокзальная пл., 1; Привокзальная пл., 8; Кузьминское шоссе, 66.

Центральный район – 19 устройств: Невский пр., 18; Невский пр., 24; Невский пр., 30; Невский пр., 35; Невский пр., 100; Невский пр., 93; Невский пр., 184; Невский пр., 111; Невский пр., 163; Невский пр., 160; ул.Моховая, 31; ул.Пестеля, 9; Пушкинская ул., 12;Миллионная ул., 20; ул.Марата, 56; Конюшенная пл., 1; Невский пр., 3; Невский пр., 76; Невский пр., 116.

Актуально ли сегодня участие граждан в добровольных народных дружинах?

Активное участие граждан в оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, высокий уровень правовой грамотности населения и твердая гражданская позиция, основанная на знании, соблюдении и уважении закона — это неотъемлемая часть современного демократического государства.

В последние годы в России стали возрождаться различные формы сотрудничества с общественными формированиями. 2 апреля 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44 «Об участии граждан в охране общественного порядка», который существенно расширил границы взаимодействия правоохранительных органов с гражданами. Данным законом определены формы участия граждан в правоохранительной деятельности, одной из которых является работа народных дружин.

Народная дружина – основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основным мотивом, побуждающим граждан добровольно вступать в народные дружины, является пробудившееся у многих жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области осознание ответственности не только за собственную безопасность и безопасность близких, но и за порядок в своем дворе, районе, городе.

Именно поэтому среди активных участников народных дружин числится не только «старая гвардия», люди, с советских времен сохранившие чувство социальной ответственности, не только бывшие военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, но и простые граждане и, что особенно ценно, студенческая молодежь.

В настоящее время ведется активная работа по агитации молодежи к участию в функционировании добровольных народных дружин. Деятельность по охране общественного порядка, к которой планируется привлечение студентов, будет осуществляться под руководством и при непосредственном участии сотрудников полиции, что послужит им хорошей практикой для дальнейшей профессиональной деятельности. Особенно интересно это для студентов юридических, педагогических, психологических специальностей, а также молодых людей, планирующих связать свою профессиональную деятельность с социальной работой.

Для стимулирования граждан к участию в охране общественного порядка и проведении профилактических мероприятий предусмотрены выплаты премий Правительства Санкт-Петербурга по итогам конкурсов в номинациях «Лучшая народная дружина» и «Лучший народный дружинник», а также за активное участие в охране общественного порядка - получение дополнительных денежных средств. Кроме того, с 2015 года будет осуществляться личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях.

К кому обратиться по розыску человека?

С целью объявления без вести пропавшего гражданина в розыск необходимо незамедлительно обратиться в ближайший отдел (отделение) полиции, где сообщить анкетные данные разыскиваемого, номер паспорта, адрес регистрации и проживания (пребывания), приметы внешности и одежды, особые приметы, адреса друзей и знакомых, родственников, наличие или отсутствие заболеваний, по возможности, предоставить фотографию разыскиваемого.

Перед обращением в органы внутренних дел, гражданин, с целью получения информации о местонахождении разыскиваемого лица, может самостоятельно обратиться в приемные покои больниц, морги, а также бюро регистрации несчастных случаев ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (по телефону 573-66-66.).

У меня под окнами идет розничная торговля, что делать?

Если Вы стали свидетелем несанкционированной уличной торговли, необходимо сообщить о данном факте в территориальный орган внутренних дел. Сотрудниками полиции на постоянной основе осуществляются рейды по выявлению правонарушений данного характера с привлечением работников администрации района.

Имеют ли право сотрудники полиции требовать выселения жильцов из арендуемой квартиры без предъявления документов либо судебных решений? Входит ли в компетенцию сотрудников самостоятельно принимать подобные решения? И могут ли полицейские безосновательно выселять иностранных граждан?

Согласно пункту 4 статьи 1 Жилищного Кодекса РФ, граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. При этом под гражданами, законно находящимися на территории РФ, следует понимать не только российских, но и иностранных граждан, а так же лиц без гражданства, которые пребывают на территории РФ на основании документов, предусмотренных миграционным законодательством. Гражданин подлежит выселению в случае прекращения у него права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом РФ, другими Федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Досрочное выселение может быть осуществлено либо по взаимному согласию, либо при наличии нарушений договора или порядка пользования жилым помещением со стороны проживающего лица. Если суд принял решение о выселении граждан из занимаемого жилого помещения, то в случаях, когда граждане не намерены добровольно исполнить решение суда, возбуждается исполнительное производство, т.е. выселение производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых, а в случае необходимости – при содействии сотрудников ОВД.

Имеет ли право сотрудник ДПС, находясь вне поста, просить у прохожего документ, удостоверяющий личность?

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.11 №3 «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, при наличии вышеуказанных оснований, сотрудник ДПС вправе проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, в том числе вне поста.

Что делать если соседка в коммунальной квартире курит в своей комнате так, что запах присутствует и в нашей?

 В действиях соседки в соответствии с действующим законодательством признаков состава административного правонарушения не усматривается.

Хочу поступать в университет МВД, куда мне обратиться?

Вы должны обратиться в ваш территориальный орган внутренних дел, где вы заполните соответствующие бумаги и вам объяснят дальнейший порядок действий.

Как записаться на прием к начальнику ГУ МВД России?

Необходимо обратиться в приемную ГУ МВД России (Литейный пр., д.6, подъезд №3), сообщить мотивы обращения и содержание вопроса, представив документы, подтверждающие обоснованность просьбы, для изучения начальником приемной ГУ МВД России имеющихся материалов. После этого принимается решение об удовлетворении (отказе) в просьбе о записи на личный прием к руководству ГУ МВД России.

Какие предметы и документы нужны для поступления в Санкт-Петербургский Университет МВД России?

Все необходимые рекомендации вы найдете на сайте университета http://www.univermvd.ru/

Как встать на очередь на жильё сотруднику полиции?

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 29.12.04 № 189-ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» постановка на жилищный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления жилого помещения по договорам социального найма, в ОВД с 01.03.2005 года прекращена. Однако сотрудники, замещающие должность участковых уполномоченных полиции, не имеющие жилого помещения на территории соответствующего муниципального образовани,я в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ от 19,07.11 № 274-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников ОВД», ст, 99 ЖК РФ, ч. 3 ст.4 - ФЗ от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», имеют право на предоставление служебного жилого помещения для проживания. Для постановки на учет участковых уполномоченных, нуждающихся в служебном жилом помещении, необходимо обращаться в жилищно-бытовую комиссию по месту службы.

Смущает факт, что момент сдачи тестирования на наличие наркотических средств осуществляется под запись камер видеонаблюдения

Тестирование проходит в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 40-2006 г. отбор мочи производится в условиях, исключающих возможность замены или фальсификации биологического объекта. Видеозапись процесса сдачи анализа относится к категории медицинской тайны и используется только в процессе диагностики.

Можно ли поступать в образовательные учреждения МВД после 9 класса?

Зачисление в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В данные учреждения для обучения по очной форме вправе поступать граждане, в том числе не достигшие возраста 18 лет, имеющие образование не менее среднего (полного) общего образования.

Если я являюсь несовершеннолетним лицом, имею ли я право работать детективом?

В соответствии со статьей 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации "частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности. Статьей 6 указанного закона установлено, что лицензия для осуществления частной детективной (сыскной) деятельности выдастся лицам, достигшим 21 года, годным по состоянию здоровья, имеющим юридическое образование или прошедшим профессиональную подготовку для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет.

Что делать, если соседи ненадлежащим образом содержат животных?

В случае, если соседи нарушают правила содержания домашнего животного, для принятия необходимых мер нужно обратиться к начальнику территориального отдела полиции с письменным заявлением в установленные дни и часы приема граждан.

Могу ли я восстановиться на службе в органы внутренних дел РФ, если я являюсь гражданином другого государства и работал в правоохранительной структуре по месту жительства?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона РФ № 342 от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» службу в органах внутренних дел РФ могут проходить только граждане РФ.

Мне могут отказать в приеме на службу в органы внутренних дел, если я неоднократно привлекался к административной ответственности?

Да, систематическое привлечение к административной ответственности может рассматриваться руководством подразделения в качестве одной из важнейших характеристик личностных качеств кандидата.

Работают ли сейчас стационарные пункты ДПС полиции на въезде в город и если работают, то где именно?

На сегодняшний день действующими являются 4 стационарных поста ДПС, на которых работают сотрудники отдельного батальона ДПС №3 ГИБДД. Данные посты располагаются на Мурманском, Московском, Киевском и Таллиннском шоссе. Остальные стационарные посты в настоящее время переданы на баланс территориальных органов внутренних дел, где наряды полиции несут службу при проведении специальных мероприятий.

Имеют ли право сотрудники полиции при исполнении своих служебных обязанностей во время задержания гражданина отказаться озвучить свое имя, звание и должность, а также не допустить адвоката к задержанному? Если нет, можно ли обжаловать данные действия?

В соответствии со статьей 5 ФЗ «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Кроме того, в соответствие с частью 5 статьи 14 указанного закона, задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента задержания. В случае, если сотрудник полиции не представился и при этом нарушены права гражданина (в том числе право воспользоваться помощью адвоката) гражданин может обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц органов внутренних дел, указав время, место и обстоятельства задержания (иного ограничения прав и свобод гражданина), в чем выразилось нарушение прав. В таком случае личность сотрудников полиции, осуществлявших задержание, может быть установлена по служебным документам.

Могу ли я находиться в г.Санкт-Петербурге без билета, если я из другого города?

Да, можете

Где можно узнать график приема отделов лицензионно-разрешительной работы   территориальных органов внутренних дел?

С графиком приема граждан отделов лицензионно-разрешительной работы    территориальных органов внутренних дел можно ознакомиться на сайте Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Нужно ли получать лицензию или уведомлять своего участкового о том, что я коллекционирую различное форменное обмундирование?

Вы имеете право хранить форменное обмундирование дома без лицензии и уведомления участкового уполномоченного. Ответственность предусмотрена в случаях незаконного ношения форменной одежды в соответствие со статьей 17.12 КоАП РФ.

Куда можно подать жалобу за парковку на газоне?

С информацией о возможном административном правонарушении можно обратиться к участковому уполномоченному сотруднику полиции или в дежурную часть отдела полиции. Также для принятия мер административного воздействия к нарушителям необходимо личное присутствие заявителя, а также наличие доказательств совершения правонарушения в виде показаний свидетелей, фото или видеозаписи.

Расскажите пожалуйста, какие критерии отбора при приеме на службу в органы внутренних дел?

На службу в органы внутренних дел в добровольном порядке принимаются граждане Российской Федерации. Поступление на службу в МВД ограничено возрастными рамками от 18 до 40 лет (для службы в полиции – до 35 лет). Гражданин также должен по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья быть способным к выполнению своих служебных обязанностей. Прием на службу не зависит от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения гражданина, его отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, на должности среднего и старшего начальствующего состава – граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. Обучение в учебных заведениях системы МВД осуществляется на бесплатной основе. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься и лица, не достигшие 18 лет, при условии завершения ими среднего образования.

Гражданин не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных часть 3 статьи 35 ФЗ «О полиции», в частности: имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, осужденный за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеющий наличие судимости, в том числе снятой или погашенной; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции.

В течение какого времени я должна получить ответ на жалобу с учетом работы почты?

Согласно статье 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 №59-ФЗ, письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации (за исключением обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции, которые рассматриваются в течение 20 дней со дня регистрации). В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель. В соответствии с законодательством: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов РФ срок прохождения письменной корреспонденции 2 дня, между административным центром субъекта РФ и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта РФ – 2 дня, между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района – 3 дня. 

Могу ли я обжаловать решение дознавателя ГИБДД в суде, если он выписал виновному участнику ДТП штраф, а я считаю, что за данное правонарушение предусмотрено лишение прав?

 В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ. Жалобы подаются в вышестоящий орган, вышестоящему лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Подробная информация о порядке и сроках обжалования постановления по делу об административном правонарушении содержится в главе 30 КоАП РФ.

В метро «работает» группа карманников. С этим можно что-то сделать?

Отделом по борьбе с карманными кражами УП на метрополитене г. Санкт-Петербурга на постоянной основе проводятся мероприятия по выявлению и задержанию лиц, занимающихся совершением карманных краж у пассажиров метрополитена. Только за первые 3 месяца 2012 года петербургской полицией пресечена деятельность двух преступных групп, занимавшихся карманными кражами в метрополитене. Кроме того, работа по указанному направлению находится на постоянном контроле у руководства ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Что делать с сотрудниками ДПС, которые вне своих постов пытаются поймать автолюбителей, чтобы взять с них денег?

В этом случае необходимо обратиться в службу собственной безопасности органа внутренних дел или в органы прокуратуры. Также можно сообщить о данном факте по телефонам «доверия» УГИБДД или ГУ МВД России. По данным сообщениям в общем порядке будет незамедлительно проведена тщательная служебная проверка.  

Когда на сайте можно будет найти адрес участкового?

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел. Также на сайте ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области есть раздел «Ваш участковый», который является ссылкой на Правоохранительный портал Российской Федерации. В открывшемся окне нужно заполнить специальную форму, предназначенную для нахождения данных участкового уполномоченного полиции необходимого района.

Когда у всех РУВД появятся свои интернет-порталы и возможность принимать обращения граждан в электронном виде?

В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами создание Интернет-ресурсов обязательно только для территориальных органов МВД России на региональном и межрегиональном уровне. В то же время отсутствие таких ресурсов в территориальных органах МВД России на районном уровне не влияет на эффективность взаимодействия с гражданами. Для этого у каждого ОМВД есть адрес электронной почты, весь перечень которых указан на сайте ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в разделе «Контакты».

Куда можно пожаловаться на сотрудника полиции, и какие меры реагирования должны быть приняты по жалобе?

О противоправных действиях сотрудников полиции можно сообщить его непосредственному руководителю, в инспекцию по личному составу, в службу собственной безопасности органа внутренних дел, а также в органы прокуратуры. По обращению гражданина будет проведена служебная проверка, по результатам которой - определены меры реагирования.

На какой срок имеют право задержать человека в полиции?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (Ст. 94 УПК РФ «Основания освобождения подозреваемого).

Можно ли вызвать полицию, если поздно вечером или ночью во дворе под окнами шумят соседи или компания? Что полицейские могут сделать в этом случае?

Подобные действия будут квалифицироваться как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ). В таких случаях прибывшие по вызову сотрудники полиции обязаны немедленно потребовать прекращения противоправного поведения. А также обеспечить документирование противоправного деяния, а именно: составить протокол об административном правонарушении.

Что такое программа «Безопасный город»?

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования.

Какие документы имеет право требовать сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС), остановивший автомобиль?

Водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников ДПС передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) останавливать и досматривать автомобилистов?

Да, имеют. При наличии определенных оснований. Например, при нарушении ПДД, при наличии ориентировки о том, что данное транспортное средство находится в розыске или используется в противоправных целях.

При каких обстоятельствах сотрудник полиции может воспользоваться моим личным автомобилем? Вправе ли я ему отказать?

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами 

Имеет ли право полиция не приезжать на телефонный вызов? И если да, то в каких случаях?

Сотрудники полиции в любом случае обязаны приехать на вызов.

Я написал заявление о краже, какие документы мне должны выдать?

При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Имеет ли право полиция не принять заявление? И если да, то при каких условиях?

Органы внутренних дел обязаны принимать все поступающие к ним заявления.

Как узнать информацию (ФИО, рабочий телефон, адрес и время приема граждан и т.п.) о своем участковом?

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел или на официальном сайте МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ.

Если позвонивший в дверь представился участковым, как проверить, говорит ли он правду?

Попросить его предъявить служебное удостоверение.

Надо ли звонить в полицию, если я стал свидетелем подозрительной ситуации, которая показалась мне имеющей отношение к совершению преступления? Обязана ли полиция принять и зарегистрировать мое обращение?

Большинство преступлений раскрывается благодаря активному участию граждан. Сотрудники полиции в любом случае обязаны принять и зарегистрировать ваше обращение.

Как поставить квартиру на вневедомственную охрану?

Нужно обратиться в территориальный орган внутренних дел, где сообщат адрес и контактные телефоны территориального подразделения вневедомственный охраны или непосредственно в территориальное подразделение вневедомственной охраны.

Существуют ли льготы по оплате услуг вневедомственной охраны? И если да, то какие?

При оплате услуг вневедомственной охраны для отдельных категорий граждан предусмотрены льготы, о которых можно узнать в комитетах социальной защиты населения по месту жительства.

Какие документы необходимы при сдаче экзамена по вождению?

Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию:

У меня угнали автомобиль. Где можно посмотреть, числится ли он во всероссийском розыске?

Обратитесь в ближайшее отделение ГИБДД, там установлены соответствующие базы данных. В территориальном органе внутренних дел по месту подачи заявления об угоне.

Если в обычном паспорте России поставлена на стр.19 печать о пересечении границы Украины, действителен ли он?

В «Положении о паспорте гражданина Российской Федерации» дается исчерпывающий перечень отметок, которые там могут производиться. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Пункт 6 данного документа поясняет, что паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. Следовательно, паспорт с печатью о пересечении границы Украины будет считаться недействительным.

Что означает статус «не соответствует» или «не действительный» при проверке паспортов?

В п.12 вышеназванного Положения дается перечень оснований для замены паспорта. При их наличии основной документ гражданина Российской Федерации считается недействительным и подлежит замене. Вот эти основания: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Каким образом решается проблема внесения в паспорт гражданина Российской Федерации записи о национальной принадлежности?

В паспорте гражданина Российской Федерации не предусмотрена отметка о его национальной принадлежности.

Что означает содержащийся в паспорте гражданина Российской Федерации реквизит «личный код»?

В ранее разрабатываемых редакциях проекта федерального закона «О государственном регистре населения Российской Федерации» предусматривалось законодательное определение термина «личный код», под которым понимается неизмененный идентификационный номер, присваивающийся лицу, учтенному в Регистре, т.е. систематизированном своде документированных персональных данных, формируемых на основе проведения государственного учета населения Российской Федерации. В этой связи пунктом 8 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, было нормативно закреплено внесение реквизита «личный код» в паспорт гражданина Российской Федерации. Однако, примечанием к пункту 5 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605, установлено, что реквизит "личный код" до разработки системы его присвоения временно не заполняется. В свою очередь МВД России выступило с инициативой об исключении из законопроекта «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» положений, касающихся включения в перечень сведений, вносимых в названные документы, реквизита «личный код».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2017, МВД России